9 декабря 2020 года, Гейдон, Великобритания. Компания Aston Martin славится своими успехами в спортивных автомобильных гонках. Победа в Ле-Мане и на «1000 км Нюрбургринга» в 1959 году принесли команде звание Чемпиона мира в соревнованиях спорткаров, а в этом году Aston Martin завоевал Кубок конструкторов в Чемпионате мира по гонкам на выносливость. Многочисленные победы, одержанные с 1931 года, доказывают, что Aston Martin является одним из лидеров в автоспорте.
Успех Aston Martin в гонках Гран-при и Формуле-1 менее известен широкой публике, но также играет большую роль в истории марки. Участие в гонках стало неотъемлемой частью компании, основанной в 1913 году Лайонелом Мартином и Робертом Бэмфордом. Сейчас, когда 60 лет спустя британский бренд готовится вернуться в Формулу-1, самое время вспомнить его достижения в автоспорте.
1920-е годы
Лайонел Мартин и Роберт Бэмфорд с первых дней своего руководства мечтали о том, что Aston Martin станет участником гонок Гран-при.
В начале 1920-х эта мечта стала реальностью после знакомства Лайонела Мартина с молодым автогонщиком Луи Зборовски – сыном богатого польского графа, который обладал неутолимой жаждой скорости и страстью к автоспорту. Луи имел приличное состояние, что позволяло ему помогать молодой компании денежными средствами. Также он неоднократно представлял гоночные автомобили Aston Martin на различных соревнованиях.
Сотрудничество Зборовски, Мартина и его команды подарило миру два легендарных спорткара, созданных для участия в гонке на острове Мэн в 1922 году. Зборовски вложил в проект порядка 10 тысяч фунтов стерлингов – эти деньги пошли на создание 16-клапанного двухкамерного четырёхцилиндрового двигателя.
Первый автомобиль Aston Martin, принявший участие в Гран-при, был оснащён новым мотором мощностью 55 лошадиных сил при 4200 об/мин. Максимальная скорость спорткара составляла 85 миль в час (136 км/ч) при весе 750 кг. Кабина была оборудована двумя сиденьями, так как по правилам Гран-при каждый экипаж включал два человека – водителя и механика.
К 1922 году 16-клапанные силовые агрегаты успешно разрабатывались различными известными производителями, такими как Peugeot, Bugatti и A.L.F.A, но двигатели Aston Martin имеют более яркую историю.
Клайв Галлоп, близкий друг и товарищ графа Зборовски, познакомил его с невероятно талантливым инженером Peugeot Марселем Гремийоном, который был учеником гениального конструктора двигателей Эрнеста Генри. Гремийон убедил Генри показать ему проект двигателя, который тот создавал для автокомпании Ballot, но Эрнест разорвал свои чертежи пополам, отдав Марселю лишь половину. Гремийон, в свою очередь, адаптировал часть чертежа в двигатель для Bamford & Martin. Таким образом, благодаря разорванному надвое чертежу появился однокамерный 1,5-литровый 16-клапанный мотор Aston Martin.
Дебют на Гран-при
К гонке Tourist Trophy, которая была назначена на 22 июня 1922 года, предполагалось закончить создание двух спорткаров – TT1 и TT2. Так как времени катастрофически не хватало, было принято решение провести мероприятие 15 июля в Страсбурге.
TT1 управлял Зборовски, а за рулём TT2 был Клайв Галлоп. Из-за спешки при разработке двигателей, а также из-за недостаточной мощности моторов обоим спорткарам так и не удалось закончить гонку. Но, несмотря на неудачу, участие в соревновании стало важным этапом для молодой команды.
Двигатели совершенствовались, и уже в 1922 году Aston Martin взял 2-е место на Гран-при Пенья-Рине. Спустя год команда повторила этот результат и заняла 3-е место на этапе Гран-при в Булони.
Внезапная гибель Луи Зборовски во время гонки в 1924 году стала огромной потерей для Aston Martin и сказалась на результатах команды в последующих соревнованиях.
1940-е годы
Гран-при Бельгии 1946 года хоть и не являлся «топовым» автомобильным соревнованием, но заслуживает внимания в контексте гоночных амбиций Aston Martin.
Вторая мировая война сильно сказалась на автоспорте. Если до «тяжёлых времён» технологии постоянно развивались, то в годы войны и некоторое время после неё производство было остановлено. Это привело к тому, что в первых послевоенных автогонках участие принимали далеко не новые спорткары.
Довоенный проект Aston Martin – спорткар Speed Model 1936 года – был по-прежнему конкурентоспособным, поэтому неудивительно, что именно этот автомобиль был заявлен на Гран-При Бельгии. Гонка состоялась 16 июня 1946 года, для неё временно был оборудован участок дороги Bois De La Cambre в Брюсселе. Спорткаром управлял один из ярких персонажей в истории бренда – Сент-Джон Ретклифф Стюарт Хорсфолл, широко известный как «Джок», который уже в 24 года приобрёл свой первый Aston Martin. Успешный биржевой маклер Хорсфолл быстро стал частью «семьи» Aston Martin: он помогал разрабатывать автомобили и принимал участие в тестировании спорткаров.
В послевоенном Гран-при Бельгии автомобиль Джока пришёл первым к финишу, опередив таких конкурентов, как Frazer Nash, BMW и Alvis. Спорткар весом около 800 кг был оснащён четырёхцилиндровым двигателем мощностью 125 лошадиных сил. Двухместный гоночный автомобиль развивал скорость до 120 миль в час (193 км/ч).
Однако самым выдающимся достижением Джока является не победа в Бельгии, а то, что в 1949 году он участвовал в 24-часовой гонке на выносливость в городе Спа в одиночку, где финишировал вторым в своём классе и четвёртым в общем зачёте.
К сожалению, Хорсфолл чуть более чем через четыре недели после этого погиб в гонке BRDC Trophy, проходившей на трассе Сильверстоун в Великобритании. В память о нём, благодарность за его преданность и вклад в развитие компании клуб владельцев Aston Martin ежегодно проводит гонку под названием St. John Horsfall Memorial Trophy.
1950-е годы
Под руководством сэра Дэвида Брауна, который стал владельцем Aston Martin и автомобильной фирмы Lagonda в 1947 году, компания стала быстро развиваться и выпускать роскошные спортивные автомобили, пользующиеся большой популярностью.
В 1955 году Браун, осознавая важность участия бренда в спортивных соревнованиях, разработал смелый план по созданию автомобилей, которые смогли бы составить конкуренцию лидерам и на Чемпионате мира по гонкам на спорткарах, и в Формуле-1.
В исторических документах часто упоминаются достижения моделей DBR1 и DB3S в гонке на выносливость в Ле-Мане. Однако стоит отметить ещё один проект Брауна – Aston Martin DP155, ставший прототипом для спорткаров, которые принимали участие в Гран-при в 1950-х. Кроме того, сэр Дэвид Браун работал над новым двигателем и автомобилем Aston Martin DB4. После того, как в 1957 году гоночный DB4 был протестирован, в мае 1959 года модель дебютировала на Международном турнире BRDC в Сильверстоуне, который проходил согласно правилам Формулы-1.
Aston Martin DBR4, имеющий переднее расположение двигателя, не смог стать достойным конкурентом среднемоторных автомобилей, поэтому в 1960 году, после неудачного старта модели DBR5, британская команда отказалась от участия в гонках одноместных автомобилей Формулы-1.
2010-е годы
После почти полувекового перерыва компания Aston Martin снова вернулась в паддоки Формулы-1. Она стала титульным спонсором и техническим партнёром Red Bull Racing – результатом их сотрудничества послужило создание гиперкара Aston Martin Valkyrie, производство которого запланировано на 2021 год.
В 2021 году Aston Martin планирует снова выйти на стартовую решётку Формулы-1 и воплотить мечту основателей Лайонела Мартина и Роберта Бэмфорда.
Лоуренс Стролл, исполнительный директор Aston Martin, сказал: «Возвращение Aston Martin в Формулу-1 является важнейшим событием для всех, кто связан с этим легендарным брендом. «Сетка F1» – это то место, где должен находиться Aston Martin, и я знаю, что следующая глава нашей гоночной истории будет невероятно захватывающей и интересной».